Памятки для ученика начальной школы по русскому языку.
Работа над ошибками
|
№ |
Вид орфограммы или опасного места |
Пояснение |
Примеры слов, обозначение орфограммы |
|
1 |
Большая буква в начале предложения |
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву |
Выпал пушистый снег. |
|
2 |
Пропуск буквы |
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву |
звонок, ученик |
|
3 |
Перенос слова |
Радели слово на слоги для переноса Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку |
осин-на. |
|
4 |
ь – обозначающий мягкость согласных |
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним |
ель, тень, мальчик |
|
5 |
Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу |
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму |
малыши, чаща, чудо |
|
6 |
Сочетания чк, чн, щн |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание |
дочка, речка, мощный |
|
7 |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением ( а, о, е, и, я) |
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму Подбери проверочное однокоренное слово и запиши рядом |
Сады – сад волна - волны червивый - червь |
|
8 |
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением ( словарные слова) |
Запиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную |
ягода, береза |
|
9 |
Проверяемая согласная на конце слова |
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную, подобрав однокоренное проверочное слово, или подставь слово - нет. |
морозы – мороз нет поезда - поезд |
|
10 |
Большая буква в имени собственном. |
Запиши слово правильно. Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов. Морей, клички животных пишутся с большой буквы |
Илья, Петров, Мурка и т.д |
|
11 |
Разделительный мягкий знак |
Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак и гласную букву Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными буквами е, е, и, ю,я |
вьюга, листья. |
|
12 |
Правописание приставки со словом |
Запомни! Приставка - это часть слова, она пишется слитно со словами |
переехал, уехал |
|
13 |
Правописание предлога со словом |
Орфограмма - пробел. Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом |
к _ берегу, от_ берега |
|
14 |
Разделительный твердый знак |
Запомни! Разделительный Ъ знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, е, ю, я, |
подъезд, объявление |
Фонетический разбор слова.
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м - согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Фонетический разбор слова.
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - м - согл., непарн., зв., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн., зв., тв.
к - к - согл., парн., глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн., глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п., ед.ч.).
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
- Часть речи.
- Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
- Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п.).
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р: з а м о р о з к и .
Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
- Что? - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.
Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.
После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.